Современный неинвазивный метод лечения мочекаменной болезни в ГУЗ ТО ТОКБ

Мочекаменная болезнь (уролитиаз) — заболевание, при котором в органах мочевыводящей системы образуются конкременты (камни).

Основным методом выбора лечения камней мочевыводящих путей до 20 мм является дистанционная ударно-волновая литотрипсия (ДЛТ).  Дробление камней в почках и мочеточниках является альтернативой традиционному хирургическому лечению, имеющему большее количество противопоказаний и осложнений. Дистанционное дробление камней в почках и дистанционное дробление камней в мочеточнике – это современный неинвазивный и наименее травматичный метод операции, позволяющий в 90–95 % случаях избавить пациента от камней небольших размеров.

Аппарат для дистанционного дробление камней в почках и мочеточнике

В условиях ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» активно и успешно выполняется дистанционное дробление камней в почке и мочеточнике. В урологическом  отделении  «Дистанционной литотрипсии»   2 современные и высокоэффективные установки — Dornier Gemini и  Dornier Sigma. Дистанционное  дробление камней проводят опытные врачи высшей квалификационной категории. Достаточно сказать, что ежегодно в нашей клинике успешно выполняется от 800  до 900  дистанционных литотрипсий различных отделов мочевыводящих путей. Из общего количества операций 75 % выполнено амбулаторно и 25 % стационарно по экстренным показаниям бесплатно. При отсутствии эффекта от нескольких сеансов дистанционного дробления проводится методика контактного дробления. В урологическом отделении представлены все виды контактных литотриптеров: лазерный, пневматический, механический.

В настоящее время больным в условиях урологического отделения ГУЗ ТО ТОКБ дробление  проводится бесплатно ( при наличии у больного полиса  ОМС) при госпитализации по экстренным показаниям.

Дробление камня происходит под действием ударной волны, состоящей из импульсов сверхвысокого и сверхнизкого давления. Данный эффект можно сравнить с кругами, которые образуются на воде после падения в нее камня. При касании воды камень образует высокое давление, при этом раздвигает воду во все стороны, после того как камень погрузился, за ним образуется зона отрицательного давления. Именно расходящиеся волны можно сравнить с распространением ударной волны, под действием которой и происходит разрушение камня.

Разрушение камня происходит в несколько этапов: сначала разрушается плотный каркас камня, далее формируются трещины, проникающие все глубже и глубже с каждым импульсом, приводящие к разрушению камня на мелкие фрагменты. В конечном итоге, их размер не превышает 4 мм, что позволяет им самостоятельно и беспрепятственно выйти из мочевыводящей системы, при этом, избавляя пациента от камня мочевыводящих путей.

Схема избавления пациента от камня мочевыводящих путей

Размер камня имеет важное значение при проведении дистанционного дробления камней в почках и мочеточнике. От этого во многом зависит количество сеансов, которое необходимо провести для полной фрагментации камня. Увеличение размера камня приводит к снижению эффективности первичного сеанса дистанционного дробления камней. Например, при размерах камня до 9 мм в 80 % необходим лишь один сеанс, а при размере до 14 мм эффективность первичного сеанса снижается до 64%.

Наиболее эффективна дистанционное дробление камней в почках при их размере до 20 мм, а дистанционное дробление камней в мочеточнике – при размере 10 мм.

При дистанционном дроблении камней в почках и мочеточнике необходимо учитывать не только размер камня, но и его плотность. Чем плотнее камень, тем тяжелее будет раздробить его с первого раза.

Химический состав камня также оказывает влияние на процесс разрушения: смешанные камни легче поддаются дроблению, чем камни, состоящие из одного вещества. Труднее всего литотрипсии поддаются цистиновые камни.

При проведении дистанционного дробления камней проводится постоянный контроль жизненно важных функций, таких как артериальное давление, частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений.

Противопоказания к дистанционной литотрипсии:
— беременность,
— нарушение свертываемости крови (различные виды гемофилий, прием антикоагулянтов), на фоне заместительной терапии факторами свертывания крови возможно проведение дистанционной литотрипсии,
— острый воспалительный процесс в мочеполовой системе,
— обструкция мочевых путей ниже места расположения камня,
— опухоль в области воздействия ударных волн.

Процедура дистанционного дробление камней в почках и мочеточнике

Искренняя благодарность лечащим врачам

Я, Матвиенко В. П., находилась на лечении в урологическом отделении в палате № 712, выражаю искреннюю благодарность лечащим врачам Трифонову Е.Ю. и Кудрявцеву  Д. С. Благодарю за искреннее участие в моем лечении, медицинское и профессиональное внимание к моему здоровью. Желаю вам крепкого здоровья и успехов в вашем нелегком труде.